Владимир Колотов: Цель Вьетнама в Азиатско-Тихоокеанском регионе – стабильное экономическое развитие

Источник: Экспертная трибуна «Реалист»

Владимир Колотов – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока Санкт-Петербургского государственного университета, специально для Экспертной трибуны «Реалист»

Уроки мирного развития Вьетнама
Навстречу саммиту АТЭС 2017 6-11 ноября 2017 года

После убедительной военной победы в Первой (1946-1954) и Второй (1965-1975) Индокитайских войнах, а также последовавших конфликтах с "красными кхмерами" (1978) и КНР (1978) перед Вьетнамом встала острая необходимость восстановления и развития разрушенной экономики. Реализация этой задачи усугублялась полномасштабными экономическими санкциями, которые США ввели вскоре после своего поражения в Индокитайской войне. В 1986 г. во Вьетнаме была разработана программа реформ, которые получили название "Обновление". Более чем тридцатилетний опыт развития Вьетнама красноречиво свидетельствует об успешности избранного пути. За это время Вьетнам добился впечатляющих экономических успехов, не сдав при этом ни одного из своих приоритетов, несмотря на колоссальное давление сильнейших держав мира. Видя бессмысленность сохранения режима санкций, США их отменили в 1994 г., так и не добившись от Ханоя никаких уступок. Такова цена грамотно выстроенного курса по региональной интеграции и экономическим реформам.

Прежде всего вьетнамские власти обеспечили политическую и макроэкономическую стабильность. "Со времени распада СССР средние темпы прироста ВВП Вьетнама составили 7%, у РФ этот показатель равняется 0,3%. Несмотря на сложную ситуацию в мировой экономике, вьетнамская денежная единица показывает завидную стабильность. С 1991 г. по настоящее время курс донга по отношению к доллару США упал всего в два раза. В те же самые сроки курс рубля с учетом деноминации обвалился в 126,6 тыс. раз". [1]

Более 10 лет назад президент РФ В.В. Путин обратил внимание на быстрое изменение баланса сил в мире. "Международный ландшафт" столь ощутимо и столь быстро меняется – меняется за счёт динамичного развития целого ряда государств и регионов". [2] Наиболее красноречиво изменение баланса сил видно на примере развития ВВП Вьетнама и Украины за период, прошедший со времени дезинтеграции СССР. Если бы в 1992 г., когда ВВП Украины более чем в два раза превышал ВВП Вьетнама, аналитики предсказали бы, что в 2016 г. ВВП Вьетнама будет более чем в два раза превышать аналогичный показатель на Украине, то в те годы подобный прогноз показался бы сущей фантастикой, в которую было очень сложно поверить. Однако именно такую картину мы наблюдаем в наши дни.

На фоне деградации и одичания многих регионов, которые под воздействием процессов дестабилизации скатываются в архаику, АТР до последнего времени выглядел центром глобального экономического роста.

Вся начавшаяся неделя во Вьетнаме будет посвящена очередному Саммиту АТЭС, который пройдет в Дананге с 6 по 11 ноября 2017 года.

АТЭС была образована 28 лет назад в 1989 г. РФ и СРВ вступили в эту организацию одновременно в 1998 г., однако Вьетнам, в отличие от нашей страны, смог извлечь из этого членства существенные выгоды. За это время страны АТР существенно увеличили свой экономический вес на мировой арене, заметно изменив экономический баланс в мире в свою пользу. За прошедшие годы во многих странах АТР был создан платежеспособный внутренний рынок и целые отрасли ориентированной на экспорт экономики. Сегодня страны АТЭС генерируют до 60% мирового ВВП, а АТР превратился в центр глобального экономического роста.

Подводя итоги почти двадцатилетнему членству Вьетнама в АТЭС, Президент СРВ Чан Дай Куанг в своей статье "АТЭС 2017 – Строительство общего будущего в изменяющемся мире" отметил: "Глубоко понимая важность связей Вьетнама с АТЭС в прошедшее двадцатилетие, Вьетнам всегда старался вносить важный позитивный и ответственный вклад в общее дело Форума. Вступая в новый этап комплексного и всестороннего обновления, а также перестройки АТЭС в 2017 г., Вьетнам подтверждает приверженность курсу диверсификации, многовекторности и глубокой международной интеграции, строительству дружеских и партнерских отношений с международным сообществом, стремлению совместно с экономиками стран членов к созданию в АТР зоны мира, стабильности, динамизма, интеграции и процветания". [4]

РФ, к сожалению, имеет слабые связи с экономиками АТЭС и АТР. Связано это с традиционно низкой эффективностью управления в области экономики, поскольку, благодаря целенаправленно внедренным инфологемам про "невидимую руку рынка" считается, что пусть "лучше процессы управляют нами, чем мы процессами". По мнению одного из лучших специалистов по информационным войнам И.Н. Панарина: "Инфологема – это ложная, искаженная или неполная информация, представляющая реальные события идеологическими мифами, политическими или идеологическими измышлениями. Инфологемы появляются на свет как результат сознательных, целенаправленных манипулятивных воздействий или, что значительно реже, неосознаваемых заблуждений. Инфологемы способны к расширенному самовоспроизводству, самоумножению. Они формируют картины мира в индивидуальном, групповом и массовом сознании, устойчивые стереотипы индивидуального и социального поведения, ценностные установки и ориентации будущих поколений". [5]

Проводя во многом ориентированную на Запад политику, РФ многие годы не уделяла должного внимания восточному направлению и в результате осталась за бортом интеграционных процессов в АТР. Сегодня видно, насколько дорого обошелся этот перекос. Москва, увы, до сих пор играет слабую роль в экономическом росте этого самого динамично развивающегося региона. Уровень участия РФ в интеграционных и экономических процессах в АТР остается недопустимо низким, что несет в себе явную угрозу национальной безопасности. Для примера: товарооборот КНР с десяткой АСЕАН приближается к уровню в полтриллиона долларов США, тогда как аналогичный показатель РФ не дотягивает и до $20 млрд. В условиях постоянного ужесточения западных санкций РФ следует активно развивать экономические отношения с дружественными странами в АТР, прежде всего с Вьетнамом.

Одной из важных целейВьетнама в ходе уже начавшегося саммита АТЭС – обеспечение стабильности экономического развития АТР в условиях глобализации. Однако существующие проекты региональной интеграции в условиях нарастающей международной турбулентности нуждаются в квалифицированной поддержке в области безопасности. В данном контексте идея А.О. Безрукова "Россия как экспортер безопасности" [6] звучит очень актуально, поскольку регион АТР является классическим импортером безопасности. Пока данная идея еще не получила практического воплощения, но уже активно обсуждается во ВПП "Единая Россия". [7] В данном случае имеется в виду не только традиционная безопасность и поставки новых видов вооружений, но также обеспечение безопасности цифровой и критической инфраструктуры.

Несколько лет назад представители РФ высказывали озабоченность проблемой "украинизации" АСЕАН, имея в виду риски экспорта нестабильности, однако эти предупреждения были проигнорированы. В настоящее время, когда на Филиппинах и в Мьянме правительственные войска ведут военные действия с иррегулярными формированиями, стало очевидно, что предложения российской стороны были основаны на взвешенном анализе проблем региональной безопасности. 

В настоящее время проблемы региональной безопасности в Восточной Азии существенно отравляют отношения между странами и мешают дальнейшему развитию проектов региональной экономической интеграции. На восточноазиатском сегменте евразийской дуги нестабильности наблюдается расконсервация старых территориальных споров (Курильские острова, Корейский п-ов, Тайваньский пролив, ЮКМ), а также возникновение новых (Мьянма, Филиппины) очагов дестабилизации, порожденных экспортном нестабильности с ближневосточного сегмента.

Хотелось бы надеяться, что вопросы более активного участия России в области экономики и безопасности стран АТР будут включены в повестку начавшегося Саммита и Вьетнам, убедившись на собственном опыте в ценности поддержки Москвы в период суровых испытаний, поддержит данную инициативу. Полагаю, что сбалансированное развитие данных направлений пойдет на пользу на только России, но и всем ответственным странам региона.

Список литературы и источников:

  1. Колотов В.Н. Проблематика национальной и региональной безопасности Вьетнама в документах XII съезда КПВ // XII съезд компартии Вьетнама: документы и экспертные оценки. —М.: ИД «ФОРУМ», 2016. С. 232.
  2. Путин В.В. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года
  3. Источник данных
  4. Trần Đại Quang. APEC 2017 - Vun đắp cho một tương lai chung trong thế giới chuyển đổi
  5. Панарин И.Н. Информационная война, PR и мировая политика. -М.: Горячая линия, 2015. C. 192–193.
  6. Безруков А.О. Спасти и сохранить. Россия как экспортер безопасности
  7. Россия может стать "экспортером безопасности" в мире, считают в ЕР