Сколько оружия произвел СССР за время Второй мировой войны? Как ленинградцы смогли сохранить автомобильное движение в блокированном городе? Как обучали снайперов и с какими винтовками они отправлялись на боевые задания? Об этом и не только — в новом специальном номере журнала «Санкт-Петербургский университет», приуроченном к 9 мая.

В статье «Поколение несломленных» выпускница СПбГУ Анастасия Саховская собрала воспоминания своих родственников, переживших Великую Отечественную войну. Они вспоминают не только о лишениях, о тех, кто не вернулся, но и светлые моменты: в семейных историях присутствуют любовь, дружба и вера в лучшие времена. «Поколение с внутренним стержнем, который, кажется, никогда и ничем уже не сломить», — пишет о своих родственниках автор. Вдохновила на рассказ Анастасию Саховскую фотокарточка из семейного альбома: «Черно-белая потертая фотография: молодая женщина, укладка по моде, кокетливый бант. Две дочурки, почти погодки. Она хранится у нас в семье как бесценная реликвия — снимок на память... о том, что выжили. Он сделан 9 мая 1945 года. День, когда счастье было таким всепоглощающим, что хотелось остановить мгновение и запечатлеть безусловное торжество жизни над смертью».

В интервью «45 суток в году мы находимся на войне» основатель и руководитель студенческого поискового отряда «Ингрия» Евгений Ильин, доцент СПбГУ, делится историей создания отряда, рассказывает, почему для проведения военно-археологических экспедиций был выбран Кировский район Ленинградской области, а также подводит итоги 20-летней работы «Ингрии».

Снайперам посвящена статья «Точно в цель». Александра Галюкевич, магистрант СПбГУ изучила методы довоенного и военного обучения метких стрелков в СССР, а также основные проблемы в подготовке снайперов. Одна из них — отсутствие в необходимом количестве качественного снайперского оружия. О каком именно оружии идет речь, можно узнать в инфографике «Далеко гляжу», которая также позволяет понять, почему солдаты предпочитали старую-добрую «Мосинку» 1891 года создания разработкам конца 1930-х — начала 1940-х годов.

Благодаря чему в 1945 году Ленинград встречал Победу со стабильно функционирующей транспортной городской системой? Как ленинградцы поддерживали автомобильное движение и работу общественного транспорта в блокированном городе? Об этом в статье «"Полуторки", "трехтонки" и "газгены" выходят в рейс». Каким было самое распространенное средство передвижения в военное время в городе, а также как ленинградцы решали проблему нехватки транспорта в блокаду, рассказал Петр Чекалев-Демидовский, аспирант СПбГУ по направлению «История».

Чтобы победить, необязательно вступать в прямой контакт с противником. Это доказали конструкторы оружия дальнего боя, а также тысячи мужчин, женщин и детей, которые, стоя у станков, изготавливали стрелковое вооружение, артиллерийские системы и боеприпасы. Каждый день тысячи людей шли в атаку, только не на передовой, а в тылу, приближая день Победы. Кто конструировал стрелковое оружие и сколько его было произведено за годы войны — в инфографике «Оружие дальнего боя».