Наши преподаватели в комментариях «Аргументам и фактам» рассказали, какие языки, по их мнению, будут более востребованы в ближайшей и отдаленной перспективе.

Заведующая кафедрой теории и методики преподавания языков и культур Азии и Африки, доцент СПбГУ Елена Емельченкова считает маловероятным, что в ближайшие годы другие языки «вытеснят» английский. Однако в перспективе ситуация может измениться.

«Достаточно вспомнить судьбу французского, бывшего не одно столетие языком науки, культуры и дипломатии (что вполне может быть сегодня приравнено к понятию “международный язык”). Сегодня, в эпоху продвинутых компьютерных технологий, распространение того или иного языка происходит гораздо быстрее, но все равно это не год-два и не десять. Языки, которые используют систему письма не на базе латиницы, безусловно, более трудоемки с точки зрения их изучения и легкости внедрения в обиход.

На освоение языков с собственным алфавитом – арабского, корейского и тем более не алфавитного, а идеографического по типу письма китайского языка – придется затратить больше и сил, и времени, но оно того стоит», – уверена Елена Емельченкова.

Доцент СПбГУ Полина Рысакова (кафедра теории общественного развития стран Азии и Африки), в свою очередь, рекомендует обратить внимание на другие восточные языки.

«На мой взгляд, английский язык сохранит свои позиции как язык международного общения, тем более в отличие от восточных языков, на изучение которых тратится несколько лет, английский на базовом уровне общения становится доступным после года занятий. Кроме того, мы используем упрощенный вариант английского языка, а восточную группу языков упростить весьма затруднительно.

Еще одно обстоятельство — геополитическая ситуация. Английский язык все больше воспринимается как некий нейтральный язык, ассоциированный с западным миром в целом, но не напрямую с США. Китайский язык, напротив, в значительной степени связан с государством КНР. Нарастающая конкуренция между Китаем и западным миром, настороженное отношение Запада к усилению Китая во многом сдерживает распространение китайского языка как средства межкультурного общения. Более того, Китай мог бы усилить свою “мягкую силу” — трансляцию национальной культуры, и именно это могло бы привлечь молодежь у изучению языка. Например, не только в России, но и в целом в Европе студенты, несмотря на большие экономические возможности сотрудничества с Пекином, выбирают для изучения корейский или японский языки. Основную роль тут играет современная молодежная культура: аниме, дорамы, кей-поп — поклонники этих жанров понимают, что не будут работать с Токио и Сеулом, им просто нравится язык и культура.

На мой взгляд, предпочтение стоит отдать изучению редких восточных языков — индонезийскому, вьетнамскому, тагальскому… В ближайшие 15 лет языки не станут настолько массовыми, как китайский. Специалисты со знанием этого языка будут более востребованы, и их работа станет оплачиваться выше», – считает Полина Рысакова.