Разработка золота и других природных ископаемых в Уганде может стать крайне выгодным приложением усилий для нашей страны – считает кандидат исторических наук, старший преподаватель Восточного факультета СПбГУ Александр Зданевич.

Российское участие в Уганде не является удивительным

Дело в том, что в данной африканской стране уже полтора года работают российские геологи, которые помогают извлекать из недр Уганды огромные запасы золота. Несмотря на то, что Уганда является одной из самых богатейших стран в мире с точки зрения запасов золота, технологии добычи здесь находятся на примитивном уровне, поэтому отечественные специалисты, безусловно, пришлись ко двору.

Также данное государство отличается отличным климатом – здесь можно снимать три урожая в год, очень молодым населением и, как следствие, крайне низким даже для Африки качеством жизни, примитивной экономикой и миллионами беженцев из Южного Судана.

Учитывая тот факт, что Россия в последние годы начала свое большое возвращение в Африку, а также то обстоятельство, что данный процесс затронул и Уганду, возникает вопрос, а какие конкретно практические перспективы нас ждут в этом африканском государстве.

«Современные изменения в отечественной внешней политике во многом связаны с тем, что Россия начинает постепенно, но полномасштабно возвращаться на африканский континент», - констатирует Зданевич.

Россия имеет давние связи с Угандой

Это не является для Москвы новинкой, поскольку в семидесятые-восьмидесятые годы мы здесь имели очень серьезные позиции, что видно хотя бы по событиям в Анголе и Мозамбике. Кроме того, многие государства Африки в обмен на советскую экономическую помощь начинали тогда строить у себя социализм, и это стало заметным трендом в рамках глобальной политики того времени.

Впрочем, после развала СССР все эти усилия ушли в песок, поскольку постсоветские власти в России не имели ни сил, ни желания продолжать большую африканскую политику и сдали все завоеванные позиции на континенте, не получив взамен, по сути своей, ничего.

«Кроме того, сейчас наш подход несколько изменился, и мы, проникая снова на континент, скрываем новые пласты в наших возможных отношениях с африканскими государствами. И это уже в определенной степени начинает беспокоить наших партнеров по большой глобальной политике в лице Китая и стран Запада, поэтому дело здесь не в золоте, а в самом принципе», - резюмирует Зданевич.

Как замечает эксперт, Россия сегодня приникает в центральную континентальную зону Африки, и это чрезвычайно важно, причем, что касается Уганды, то у нашей страны с этим африканским государством и так существовал стабильный и большой товарооборот.

Россия ведет многогранное сотрудничество со странами Африки

«В основном, это сельхозтовары и прочий товарообмен, но заметную роль в данном раскладе могут сыграть роль и минерально-сырьевые товары, включая и такое направления, как разработка золотоносных месторождений в Уганде», - заключает Зданевич.

Это вполне логичное применение усилий для России, поскольку золото является основополагающим полезным ископаемым в Уганде, а у Москвы есть в наличии эффективные технологии по ее добыче, обработке, а также реализации на международном рынке.

«Естественно, российская политика по Африке не является универсальной, поэтому применяемые модели сотрудничества с такой страной, как Руанда, не идентичны тем принципам, которые мы реализуем в Чаде. При этом, очевидно, что главным направлением здесь является военно-техническое сотрудничество, а также сектор добычи природных ресурсов», - констатирует Зданевич.

Россия в настоящий момент помогает многим странам Африки решать свои вопросы в сфере национальной безопасности, а также борьбы с терроризмом, причем на это накладываются контракты в сфере торговли и добычи полезных ископаемых.

Уганда может стать рынком сбыта для российского оборудования и технологий

«Если говорить о взгляде из Африки на подобное сотрудничество с Россией, то наших африканских партнеров интересует, прежде всего, энергетика, медицина, оборудование, а также обеспечение его работоспособности на местах. Это касается всех возможных видов техники, включая и гидроузлы, технику для добычи полезных ископаемых и сельхозоборудование», - резюмирует Зданевич.

Все это говорит о том, что для России африканские государства могут стать полноценным рынком сбыта для оборудования отечественного производства, а также технологий, которые подтверждают текущее российское участие в добыче золота на территории Уганды.

Примечательно, что широкой публике Уганда известна в большинстве своем по личности одиозного диктатора Иди Амина, производившего в семидесятые годы с данной страной «социальные эксперименты», которые вполне можно сравнить с режимом красных кхмеров в Камбодже. При этом, уровень внутриполитической стабильности в Уганде на сегодняшний день считается крайне высоким для Африки.

«Это достаточно условная оценка, поскольку она делается на примере сравнения с регионами и странами, где сегодня продолжает идти вялотекущий внутренний конфликт. В частности, это Сомали и Конго, поэтому в Уганде по сравнению с ними действительно спокойно, но все это относительно, поскольку в данной стране существует своя специфика», - заключает Зданевич.

Дело в том, что президент Уганды Йовери Кагута Мусевени правит данной страной с 1986 года, и это обстоятельство само по себе ставит целый ряд вопрос по развитию угандийской политической системы. Этот человек находится у власти в Уганде очень давно, и как полагает Александр Сергеевич, данный фактор создает риск стремительного изменения внутриполитической ситуации.

Источник: ФБА «Экономика сегодня»