В онлайн-формате состоялась презентация альбома «Alma mater. Архитектурный облик Санкт-Петербургского государственного университета». Книга продолжает серию изданий, посвященных Университету как хранилищу знаний, и рассказывает об архитектурном облике его зданий.

Первый проректор СПбГУ профессор Елена Чернова отметила, что альбом — это возможность для всех желающих прикоснуться к сокровищам Университета, узнать о его истории и архитектурном облике. Идея создания серии принадлежит ректору СПбГУ Николаю Кропачеву, который предложил в преддверии 300-летнего юбилея Университета отразить его исторические и культурные богатства в книжных изданиях, рассказала первый проректор. По словам Елены Черновой, сейчас в управлении вуза находится около 380 объектов недвижимости, большая часть из них — объекты культурного наследия.

Университет на страницах этого издания делится опытом по сохранению объектов культурного наследия и их приспособлению для учебных и научных целей. Уверена, опыт СПбГУ, демонстрирующий пример успешного объединения двух разных функций университетских зданий, будет полезен для Петербурга и всей России.

Первый проректор СПбГУ профессор Елена Чернова

Директор Российского этнографического музея, советник ректората Юлия Купина, которая выступила куратором проекта, рассказала об авторах альбома. Среди них — специалисты СПбГУ по истории искусства, архитектуре, дизайну, фотографы, сотрудники Музея истории СПбГУ и Научной библиотеки имени М. Горького СПбГУ. На этапе подготовки альбома помощь оказали коменданты зданий, сотрудники службы материально-технического обслуживания.

Мы не стремились сделать справочник или энциклопедию, у нас получился коллективный портрет универсантов, которые так видят альма-матер. Мы создали ковчег смыслов, в котором настоящее взаимодействует с прошлым.

Директор Российского этнографического музея, советник ректората Юлия Купина

Заведующий кафедрой истории русского искусства СПбГУ доцент Евгений Ходаковский выступил в качестве автора нескольких разделов совместно с профессором Игорем Тихоновым. Специалисты занимались подготовкой раздела о Василеостровском и Смольнинском кампусах и раздела под названием «Дворцы знаний» — это особняки и дворцы, находящиеся на балансе СПбГУ. «Мы писали одновременно об Университете и об истории города, — рассказал доцент Ходаковский. — Для нас, как петербуржцев и универсантов, это все сосуществует и объединяется». По его словам, замысел Петра I, чей юбилей мы будем праздновать в 2022 году, реализуется до сих пор.

Руководитель основной образовательной программы «Дизайн среды» СПбГУ Евгения Петрашень, выступившая автором главы об архитектуре Петергофского учебно-научного комплекса Университета, поделилась впечатлениями о создании альбома. «Петергоф для меня — это очень большая часть жизни и вместе с тем практически неисчерпаемый кладезь знаний, который можно изучать еще очень долго с неиссякаемым интересом, — поделилась Евгения Петрашень. — Я рада, что через эту главу я смогла поделиться своим отношением к Петергофу, рассказать о его значимости в истории — до- и послереволюционной». Евгения Павловна также отметила, что создание текста альбома выпало на столетний юбилей вхождения усадьбы Сергиевка в состав Петербургского университета: эта тема должна была войти в повестку ряда культурных мероприятий, таких как МКФ. Автор также упомянула о влиянии политических и исторических событий на архитектурный облик комплекса университетских зданий, в том числе и Петергофского кампуса. Спикер также заметила, что особое значение для нее имеет дача Бенуа: сегодня дизайнеры СПбГУ разрабатывают проект будущей арт-резиденции, эта идея также нашла свое отражение в альбоме.

В ходе презентации мнения об альбоме озвучили первый заместитель декана факультета искусств, заслуженный художник России Иван Уралов, начальник отдела систематизации, популяризации и хранения документированной информации об объектах культурного наследия КГИОП Юлия Бахарева и первый заместитель председателя КГИОП Александр Леонтьев.

В заключение трансляции Елена Чернова поблагодарила авторов третьего альбома университетской серии, отметив, что, несмотря на то, что работа над изданием велась в дистанционном режиме, книга носит отпечаток личного и авторского отношения к Университету создателей книги.