В Университете при содействии Посольства Турецкой Республики в России открылись онлайн-выставки, посвященные искусству турецкого костюма.

Заместитель ректора СПбГУ по международной деятельности Сергей Андрюшин сообщил, что выставки начинают цикл отложенных из-за пандемии мероприятий, связанных с российско-турецким сотрудничеством. «Наш университет, старейший в России, является ведущим центром турецких исследований в стране и в мире, — подчеркнул Сергей Андрюшин. — Особым жестом внимания к турецкой культуре и языку стало открытие центра, который возглавляет профессор Аполлинария Аврутина. Уверен, что сегодняшняя выставка поможет оценить безграничность и масштаб турецкой культуры и понять, как турки обогащали мировую культуру на протяжении многих веков».

Генеральный консул Турецкой Республики в Санкт-Петербурге Озгун Талу выразил мнение, что цикл будет интересен петербуржцам в силу давних связей Северной столицы с Турцией: в Петербурге сосредоточено множество памятных мест, связанных с историей русско-турецких отношений. Он также напомнил, что тюркология изучается в СПбГУ с 1822 года.

Как известно, европейские исследователи всегда хотели узнать больше о повседневной жизни двора султанов. Но доступ к ней в силу сложившихся традиций был очень ограничен, и научные исследования были малочисленны.
Генеральный консул Турецкой Республики в Санкт-Петербурге Озгун Талу

«Сейчас интерес широкого круга общественности подогревают популярные турецкие исторические сериалы и фильмы. Надеюсь, что наша встреча и открывающаяся выставка помогут удовлетворить этот интерес», — обратил внимание Озгун Талу. Также консул отметил всесторонность проектов, которые проводит Центр исследований современной Турции и российско-турецких отношений СПбГУ.

Как рассказала директор центра Аполлинария Аврутина, мероприятие открывает серию проектов, которые будут посвящены изучению жизни в гареме и османских дворцах. По ее словам, сегодня в Университете готовится к изданию исследование по данной тематике авторства известного турецкого ученого Дженгиза Генджю. Профессор Аврутина добавила, что сейчас явление гарема часто воспринимается в контексте сериала «Великолепный век». «На самом деле это огромный политический институт со своим политическим и социальным укладом, финансово-экономической системой, градацией должностных лиц, — уточнила она. — К сожалению, в России мало работ по данной теме. Будем надеяться, что наша выставка подтолкнет к дальнейшим исследованиям и станет важным шагом не только в изучении истории Османской империи, но и в развитии российско-турецких отношений».

Советник по образованию Посольства Турецкой Республики в Москве Алпер Алп напомнил, что в основе истории современной Турции лежат две империи — Сельджукская и Османская. Их культурное наследие отразилось в архитектуре, изящных искусствах, литературе и, конечно же, в народном костюме.

В своей лекции, ставшей главным событием вернисажа, профессор Университета Хаджи Байрам Вели Эмине Коджа рассказала о том, как менялся турецкий национальный костюм на протяжении столетий. Такие исследования важны для понимания традиций народа, его верований и стиля жизни, убеждена она. Турки долгое время сохраняли традиции своих предков, сформировавшиеся еще до прихода в Анатолию. Однако со временем одежда предков менялась и постепенно стала самобытным и оригинальным явлением турецкой культуры.

Примечательно, что долгое время женская и мужская одежда мало чем отличались. Так, на миниатюрах XIII–XIV веков мы можем наблюдать, что одежды мужчин и женщин отличались порой только цветом и формой головного убора. В последующие века различия стали очевиднее.

Одежда в Турции обязательно должна была соответствовать четким правилам и отражать принадлежность человека к определенным слоям общества. Крой, вид ткани, украшения — все соответствовало этим законам. Например, в Османской империи армянам приписывалось носить красные башмаки, евреям — синие, мусульманам — желтые.

Особое внимание лектор уделила специфическим особенностям национального костюма. В частности, турки соблюдали принцип трехслойности в одежде, надолго закрепившийся в традиции. Первый слой — рубашка и панталоны-подштанники. Второй слой — платье энтари и шаровары, которые и создавали знаменитый «восточный образ» и ставшие костяком единого культурного пространства восточного костюма. Третий слой — верхняя одежда, короткий или длинный кафтаны и накидки. Обязательным было ношение пояса-кушака и головного убора.

«Части турецкого костюма по отдельности не несут большого смысла, однако, выстраиваясь в ансамбль, формируют законченный вид и начинают играть во всей своей эстетической красе, демонстрируя богатство турецкой культуры, — сделал вывод Эмине Коджа. — Если сначала трехслойность была необходимостью, обусловленной условиями жизни предков, то позже она стала особенностью костюма и его украшением».

По элементам одежды разные социальные слои ничем не отличались, однако элита использовала самые дорогие ткани и более изысканные украшения.

В XVI–XVII веках мода оставалась традиционной, но в XVIII веке внедрялись элементы европейского костюма, а в XIX веке из-за вестернизации наряды стали стремительно меняться. Впрочем, влияние было взаимным: в это время в Европе также наблюдается тяготение к турецкой моде и культуре — так называемая туркери, или «восточная» мода, в Западной Европе в XV–XVIII веках.

Со временем менялись ферандже (накидка на фигуру) и яшмак (накидка на лицо), скрывавшие фигуру и лицо женщины в соответствии с мусульманской традицией. Разными были их крой, объем, украшения. В конце XIX века пришла в Турцию из арабских стран чадра.

«Когда мы наблюдаем эволюцию накидок, становится понятным, что в итоге турецкие женщины начали использовать их для кокетства, они стали элементом шарма», — отмечает профессор Университета Хаджи Байрам Вели Эмине Коджа.

13 апреля пройдет вторая лекция из цикла, посвященного искусству турецкого костюма. Она будет посвящена истории свадебного платья в Османской империи и приурочена к открытию выставки традиционной одежды из войлока в современном прочтении. Лекцию прочтет профессор Университета Хаджи Байрам Вели, специалист в области моды и дизайна Фатма Коч. Начало в 14:00 (ссылка на трансляцию).

В XIX веке европейское влияние взяло вверх. В 1923 году была провозглашена Турецкая Республика. Реформы Кемаля Ататюрка коснулись и эмансипации женщин. Проводимая им политика поощряла использование не традиционных, а западных фасонов в одежде, что сформировало визуальный образ современной женщины Турции.

Текст также опубликован на главном сайте Университета.