В рамках первого молодежного форума «Культурный код — 2022» прошли мероприятия трека «Музеи и культурное наследие» — экскурсии по знаковым пространствам Университета, связанным с именами великих деятелей российской и мировой культуры — Владимира Набокова, Сергея Дягилева и других выдающихся универсантов.

Одно из исторических зданий Университета стало, по сути, главным музейным экспонатом проекта «Культура Востока в СПбГУ». Экскурсии по помещениям, где проводят занятия преподаватели-востоковеды СПбГУ, были посвящены истории трансформации здания дворца Петра II в ведущий центр российского востоковедения.

Мероприятие началось в Малом зале библиотеки, где, демонстрируя книги по тюркологии и османистике, портреты, миниатюры и гравюры с видами Стамбула, сотрудник восточного отдела библиотеки имени М. Горького СПбГУ, выпускник Университета Тимур Слесарев рассказал об истории преподавания турецкого языка и о судьбах ведущих специалистов в этой области.

В СПбГУ сложилась традиция создания тематических кабинетов, посвященных отдельным направлениям востоковедения. Так, были созданы Тайский, Корейский, Китайский и Японский кабинеты. Экскурсии по ним провели обучающиеся Университета Анна Уфимцева, Дарья Курьянович и Екатерина Водопьянова. Они рассказали о развитии корееведения, китаистики, японоведения, о судьбах ведущих преподавателей и исследователей, в также концепциях, которые легли в основу дизайна этих помещений. Китайский кабинет был вдохновлен традиционными для архитектуры этой страны чертами садовой беседки, Японский — образом странного кабинета каллиграфии этой страны, Корейского — представлением о ханоке, жилом доме, построенном в национальной традиции.

«В кабинет через беседку, а затем в дом — такова была длинная цепочка размышлений», — поделилась старший преподаватель СПбГУ Александра Толстова (кафедра дизайна), принимавшая непосредственное участие в создании проектов тематических восточных кабинетов. Она считает, что у преподавателей СПбГУ направления «Искусства» сложился прекрасный тандем со специалистами-восточниками. «Это прекрасная возможность воплотить проект, развернуться во всю ширь, а потом еще и почти полностью его реализовать», — считает Александра Толстова.

В Музее современных искусств имени С. П. Дягилева прошла медиация по новой экспозиции «Юрьевские сезоны», посвященной памяти основателя музея Татьяны Семеновны Юрьевой (1943–2022). Заведующий музеем Андрей Хлобыстин рассказал о концепции музея, о том, как применяется принцип «кунсткхалле» (выставочного зала) в стенах Университета, а также о Дягилеве и Юрьевой — двух выдающихся популяризаторах отечественной культуры начала ХХ и начала ХХI веков.

«Дягилев, выпускник Университета, юрист, музыкант и культуртреггер, обладал талантом сводить различные стихии искусства, — объяснил Андрей Хлобыстин. — Он сводил несовместимое: классическую культуру и авангардную, людей разных национальностей, создавая грандиозные произведения "гезамткунстверка", как сказал бы Вагнер, то есть синтеза искусств, и являясь связующим звеном между Россией и Западом».

В 80–90-х годах ХХ века снова возникла потребность наводить мосты между разными сферами и странами, которую уловила создательница музея, искусствовед Татьяна Юрьева. «Это была женщина необычно активная, стремительная, чуткая, остро чувствующая ситуацию, — рассказал о своей коллеге Андрей Хлобыстин. — При основании своего арт-центра ей нужна была конвенциональная фигура. И она выбрала именно Дягилева».

Также участники узнали о недавних пополнениях коллекции музея, уже внесенных в Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации.

Завершились интерактивные выставки в Музее Владимира Набокова СПбГУ, где прошла экскурсия-медиация по выставке «Как поймать мотылька?», на которой работы современных художников переосмысляют не только события из жизни писателя, в чью честь назван музей, но размышляют о событиях, которые человечество переживает сегодня.

Похожие материалы: