24 января 2018 г. исполняется сто лет со дня рождения Михаила Николаевича Боголюбова, доктора филологических наук, профессора кафедры иранской филологии Санкт-Петербургского государственного университета, действительного члена Российской академии наук, заслуженного работника высшей школы России.

Вся профессиональная жизнь Михаила Николаевича Боголюбова была связана с востоковедной наукой и Санкт-Петербургским университетом, где он учился в 1936–1941 гг. и где плодотворно занимался научной и педагогической деятельностью в течение шестидесяти пяти лет: с 1945 г. до кончины в ноябре 2010 г.

Один из крупнейших отечественных и мировых специалистов в области сравнительно-исторического изучения иранских языков М. Н. Боголюбов читал в Петербургском университете курсы по современным и древним иранским языкам — персидскому, таджикскому, афганскому, осетинскому, среднеперсидскому, согдийскому, древнеперсидскому, авестийскому, — исторической и теоретической грамматике иранских языков, персидской классической и современной поэзии.

Десять лет (1981–1991) М. Н. Боголюбов заведовал кафедрой иранской филологии и тридцать пять лет (1960–1995) бессменно занимал пост декана Восточного факультета. В этот период во многом благодаря продуманному и твердому руководству Михаила Николаевича, его авторитету и интуиции, глубокому пониманию истинных целей и смысла университетского образования Восточный факультет Ленинградского, с 1992 г. Санкт-Петербургского университета сохранял преемственность традиций старой академической школы петербургского востоковедения, укреплял и преумножал свою научную репутацию, развивал прежние и осваивал новые научные направления, готовил новые поколения талантливых ученых и преподавателей, высококвалифицированных специалистов в самых различных областях филологии, истории и культуры азиатских и африканских народов. Личными стараниями М. Н. Боголюбова еще в 1947 г. была возрождена афганистика, впервые в мире возникшая как университетская учебная дисциплина в середине XIX в. именно в стенах Санкт-Петербургского императорского университета. Под руководством М. Н. Боголюбова в университете открылись новые учебные отделения по востоковедению и африканистике, в программах которых были ранее не преподававшиеся языки, такие как бирманский, кхмерский, маньчжурский, ваханский, зулу и др. Научно-педагогические заслуги М. Н. Боголюбова получили признание и за рубежом. В 1990-х гг. Михаил Николаевич приглашался для чтения лекций по ягнобскому и хорезмийскому языкам в Пенсильванском университете США и иранской Академии языка и литературы в Тегеране.

На выбор профессиональной стези и основных направлений исследований, а также на общий подход М. Н. Боголюбова к научному предмету, несомненно, оказали влияние духовные корни его семьи. М. Н. Боголюбов родился 24 января в 1918 г. в Киеве в семье видного богослова и духовного писателя, профессора Университета Святого Владимира и настоятеля университетской церкви, протоиерея Николая Михайловича Боголюбова (1872–1934), который происходил из потомственного священнического рода, служившего в церквях Нижегородской епархии. Семейные традиции воспитали в М. Н. Боголюбове исключительно внимательное, даже благоговейное отношение к Слову — тому, что, собственно, и является главным предметом филологии. Формированию интереса к филологии, к изучению языков, в том числе восточных, способствовали научные занятия отца. В капитальном труде Николая Боголюбова «Философия религии» (1915) целый раздел посвящен рассмотрению вероучения древнеиранского пророка Зороастра.

Немалую роль в судьбе М. Н. Боголюбова-ученого сыграли его старшие братья, по совету которых он в 1936 г. поступил на иранское отделение в ЛИФЛИ — подразделение Ленинградского университета, объединявшее в то время филологов, историков и востоковедов. Впоследствии старший брат Николай Николаевич (1909–1992) стал известным математиком, одним из «отцов» советской атомной программы, а средний брат Алексей (1911–2004) прославился на поприще точных наук на Украине и тоже стал академиком.

В 1941 г. после успешного завершения учебы у крупнейших отечественных востоковедов-филологов — А. А. Фреймана, И. И. Зарубина, И. Ю. Крачковского, В. И. Беляева и других — М. Н. Боголюбов был призван в армию и в течение следующих четырех лет войны преподавал персидский язык в Высшей школе Красной армии, а с 1944 г. — в Московском университете. В 1945 г., поступив в аспирантуру к чл.-корр. АН СССР А. А. Фрейману, М. Н. Боголюбов вновь вернулся в Ленинград на тогда же восстановленный Восточный факультет ЛГУ, где он продолжал заниматься преподаванием и наукой до конца жизни.

Со студенческих лет главной областью профессиональных интересов Михаила Николаевича стало сравнительно-историческое языкознание, связанное с изучением древних ираноязычных письменных памятников. В первой трети XX в. благодаря многочисленным археологическим находкам в Центральной Азии, Афганистане и Китайском Туркестане ученые-иранисты получили в распоряжение большое число новых письменных документов на ранее неизвестных среднеиранских языках, началась сложная работа по дешифровке и интерпретации этих текстов, их публикации, грамматическому описанию открытых языков (согдийского, хорезмийского, хотано-сакского, бактрийского). Продолжая исследования своих учителей, М. Н. Боголюбов тоже включился в эту работу. В 1947 и 1952 гг. он участвовал в работе экспедиций в долине реки Ягноб на Памире. Его кандидатская диссертация «Связка 3-го лица единственного числа в согдийском языке, ее историческое развитие и типологические параллели» (1947) и докторская диссертация «Ягнобский (новосогдийский) язык» (1956) основывались на собранных им полевых материалах и на найденных в предшествующие годы памятниках согдийской письменности. В этих исследованиях М. Н. Боголюбов впервые представил полное синхронное и диахронное описание фонетики и грамматики бесписьменного ягнобского языка, определив его генетические связи с письменно засвидетельствованными диалектами согдийского.

Впоследствии М. Н. Боголюбов принял участие в изучении и публикации согдийских документов из Мугского архива, обнаруженного в 1933 г. в Таджикистане. Одновременно, продолжив работу своего учителя А. А. Фреймана, М. Н. Боголюбов занимался изучением хорезмийского языка. Позднее он обратился к исследованию других древних иранских языков, пользовавшихся, как и согдийский, семитическим арамейским письмом, и пришел к выводу, что это письмо применялось также для древнеперсидского языка, известного прежде только по эпиграфическим клинописным текстам. В 1973 г. для изучения арамейской эпиграфики М. Н. Боголюбов был командирован АН СССР в Афганистан. Интерес к истории арамейской письменности, имевшей самое широкое распространение на Переднем Востоке и при посредстве иранцев попавшее в Монголию и Манчжурию, привел М. Н. Боголюбова к освоению письменного наследия семитских народов, а систематические занятия авестийскими текстами потребовали привлечения обширного индологического материала.

М. Н. Боголюбов — автор около двух сотен научных работ, охватывающих несколько отраслей иранистики, а также отчасти индологии и семитологии.

Его первая статья, исследующая этимологию ваханского глагола ‘быть’ вышла в 1947 г., а последняя, посвященная гимнам Заратуштры, была отправлена в издательство в октябре 2010 г., незадолго до смерти. М. Н. Боголюбову принадлежит ряд важных открытий и наблюдений в области изучения древних ираноязычных письменных памятников, различных систем иранского письма, исторической грамматики и этимологии иранских языков, древнеиранской мифологии и религии, языковых и этнокультурных связей иранских, семитских и индоарийских народов. Многие работы М. Н. Боголюбова имеют значение не только для иранистики, но и для индоевропейского языкознания в целом, а также для широкого круга дисциплин, изучающих историю, этнографию, материальную и духовную культуру народов Передней, Центральной и Южной Азии.

Избранные работы Михаила Николаевича были опубликованы в 2012 г. отдельным томом: «Труды по иранскому языкознанию: избранное» (составитель и ответственный редактор О. М. Чунакова). Это издание дает прекрасное представление о спектре научных интересов Михаила Николаевича и конкретных, нередко крайне проницательных и новаторских результатах его исследований. Подавляющее большинство научных статей М. Н. Боголюбова имеет выраженный фундаментальный академический характер, затрагивает специализированную иранистическую тематику. Тем не менее многие работы не могут не привлечь внимание и более широкого круга читателей: «Персидское название янтаря», «Афганское mina ‘любовь’», «Почетный титул ахеменидского военачальника в Верхнем Египте», «К иранской мифологии», «Арамейская законодательная надпись Ашоки из Афганистана», «О древнеиндийском названии Плеяд», «Звезда α Tauri в древнеиранской мифологии», «Авестийское название падающих звезд», « “Дар” Заратуштры» и пр.

Под редакцией и с предисловиями М. Н. Боголюбова выходили многочисленные монографии и сборники статей, печатались периодические и серийные издания.

В разные годы М. Н. Боголюбов был заместителем академика-секретаря Отделения литературы и языка РАН, руководил восточной комиссией Русского географического общества, председательствовал на диссертационном совете Восточного факультета СПбГУ, участвовал в деятельности совета экспертов Российского гуманитарного научного фонда. В 1967 г. М. Н. Боголюбов был избран членом-корреспондентом АН СССР по отделению литературы и языка, в 1990 г. — действительным членом Академии, а в 2002 г. — иностранным членом Академии наук Грузии.

Заслуги Михаила Николаевича в развитии университетского востоковедения неоднократно отмечались государственными наградами и премиями, как отечественными, так и зарубежными. В 2006 г. Указом Президента РФ ему было присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», а научным сообществом Исламской Республики Иран — почетное звание «Lasting Person» («Памятная личность»). М. Н. Боголюбов награжден орденом Славы («Шараф») Республики Таджикистан (2003), орденом Святого благоверного князя Даниила Московского (2005), японским орденом Восходящего солнца с золотыми лучами (2009). Ранее М. Н. Боголюбов не раз был отмечен отечественными правительственными наградами, в числе которых ордена Трудового Красного Знамени (1975), Дружбы народов (1981), Почета (1998).

Поданный Михаилом Николаевичем пример безупречного и честного служения делу просвещения, образования и науки навсегда останется в памяти нынешнего и будущих поколений отечественных педагогов и ученых, в первую очередь представителей гуманитарного научного знания. М. Н. Боголюбов, воспитанник и продолжатель традиций выдающихся востоковедов-энциклопедистов петербургской (ленинградской) школы, неизменно отстаивал фундаментальные основы востоковедения, доказывая всеми гранями своей профессиональной деятельности, что именно эти основы обеспечивают в равной степени сохранение и устойчивое развитие востоковедения как самостоятельной гуманитарной дисциплины. Сейчас востоковедение — это комплексная наука, включающая различные филологические, исторические, культурологические, религиоведческие, социально-политические и иные дисциплины, но ее фундаментом неизменно остается именно филологическая составляющая, работа с первичным языковым источником, текстом. Вся научная и преподавательская деятельность М. Н. Боголюбова, сочетавшая в себе высокую гражданственность, истинный патриотизм, глубокое понимание культуры народов Востока, имела целью сберечь и укрепить этот фундамент.