25 апреля 2024 года состоится заседание научного семинара кафедры теории общественного развития стран Азии и Африки СПбГУ.

Выступит профессор СПбГУ Владимир Емельянов (кафедра семитологии и гебраистики). Тема его доклада – «От мифа к Логосу или от опыта к мышлению? Дотеоретические способы рассуждения и аргументации в текстах Древнего Востока».

Начало в 16:00.
Место проведения: Санкт-Петербург, Университетская наб., д.11, ауд. 175 (Корейский кабинет).

Приглашаются все желающие!

 

Тезисы доклада

В настоящее время теория познания стала неклассической, она отошла от понимания познания как прямолинейного пути от Мифа к Логосу, от мифопоэтического мышления к рациональному. Одной из особенностей современной теории познания является посткритицизм. Разные традиции взаимно критикуют друг друга, но в процессе развития знания может выясниться, что вытесненные познавательные традиции могут получить новый смысл в новом контексте. В. И. Вернадский и И. Р. Пригожин искали новые эвристические и эпистемологические процедуры в древних индийских, китайских и мезоамериканских текстах. Помимо этого, Вернадский обратил внимание на зависимость греческой рациональности от достижений вавилонской науки. Впоследствии была разработана модель познавательной деятельности обществ древнего Востока. Однако механизмы ее работы и ее процедуры не были исследованы по всем известным группам текстов. Необходимо поставить задачу исследовать дотеоретические способы рассуждения и аргументации в текстах древнего Ближнего Востока (Месопотамия, Малая Азия, Израиль) и Египта, записанных на глине и твердых материалах в III-I тыс. до н. э. на шумерском, аккадском, египетском, хеттском и древнееврейском языках.

При вводе текстов новых групп подвергаются сомнению следующие актуальные положения:

  •  любая форма осмысления и систематизации данных внешнего мира может быть представлена как философия;
  •  для древних авторов Востока познание свойств внешнего мира недоступно, поскольку они рассматривали познание как совокупность письменных знаков и ассоциаций между ними;
  •  основным типом мышления людей на древнем Востоке было эмпирическое мышление;
  •  история познания является историей пути человеческого разума от Мифа к Логосу, от нерационального мышления к эксплицированной логике.

Необходимо проверить эти утверждения на примерах известных нам древних текстов, записанных в одних случаях задолго до античной философии и науки, а в других случаях современных ей. Необходимо выделение и изучение тех особых структур рассуждения и аргументации, которые предшествовали философской и научной теории как форме мышления, сформировали способность к научному познанию мира и при этом не были непосредственно связаны с мифологическим мышлением. То есть того, что можно условно назвать до-логосным и вне-мифологическим сознанием человека.